ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ, или ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ЛИАНЫ ВЕЗИРОВОЙ
Журнал «СТИЛЬ»
июль 2003

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ, или ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ЛИАНЫ ВЕЗИРОВОЙ

В центре Баку, напротив бульвара, вот уже полвека возвышается здание, ранее известное как Музей Ленина. Кого-то там принимали в пионеры, кому-то “посчастливилось” вступить в ряды ВЛКСМ... Все робели перед зданием, проходя мимо, испытывали некое замешательство, хотелось вытянуться в струнку, сложить руки по швам… Здание было сдано в эксплуатацию к 90-летию со дня рождения Ленина в апреле 1960 г. В 1990 г. постановлением ЦК КП Азербайджана Музей Ленина был ликвидирован, и в январе 1991 г. здание было передано Министерству культуры АР и переименовано в Музейный центр. В настоящее время здесь располагаются одна выставочная галерея и три музея: Государственный музей Азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства, Государственный музей Азербайджанского драматического театра им. Дж. Джаббарлы и Музей независимости Азербайджана “Истиглал”. Автором этого проекта, фасад которого направлен на проспект Нефтяников, является архитектор Гасан Али оглы Меджидов (а не немцы, как многие считают). Внешнюю сторону здания украшают узоры национальной архитектуры. Большая парадная лестница подчеркивает монументальность здания.
То, что мы видим сегодня - это совершенно новая идея и новый стиль.
В 1997 году решением Министерства культуры и по инициативе самого министра была утверждена дирекция здания. О том, как Музею удалось пережить второе рождение, любезно согласилась рассказать Лиана Везирова - директор Музейного центра.

- Как Вам удалось преобразить столь могучее строение, пронизанное совковостью, что его теперь в буквальном смысле не узнать?
- Музей сегодня — это, безусловно, новая структура. Моя задача — сохранить хорошее прошлое, а плохое — пусть уходит. Приступая к работе, я ставила перед собой цель: придя к нам, люди должны ощутить уют и спокойствие. Я всегда стремилась к тому, чтобы здесь был особый душевный настрой и чтобы после посещения остались самые приятные ощущения.
Здесь уже проведено много различных мероприятий: прежде всего, это совещания ТЮРКСОЯ, на которых собираются министры культуры всех тюрко-язычных стран и Генеральным директором которого является Полад Бюльбюлевич; совещание министров культуры стран СНГ; совместное совещание Министерства культуры АР и Совета Европы; Международная конференция по проблемам Ичери Шехер; международные семинары по азербайджанскому ковру и народно-прикладному искусству; семинары фонда СОРОСА, открытие дней Франкофонии и др.

 

- Откуда-то из детства доносятся воспоминания о большом зале с тяжелыми красными портьерами, куда нас, школьников, водили смотреть документальные фильмы о Ленине, революции...
- Да, теперь это красивый зал, расположенный на 3 этаже, где можно проводить различные мероприятия — от конференций до конкурсов бальных танцев. Это уже не просто зал с привинченными к полу статичными креслами, это роскошное помещение, где стулья и столы раздвигаются и ставятся в зависимости от настроения и характера мероприятия. У зала теперь есть свое собственное лицо, чего я, в принципе, и добивалась. Здесь царит аура, побуждающая к созиданию. К нам приходят люди, которые не хотят спорить, ругаться и выяснять отношения, они хотят только созидать. Поэтому мы стараемся создать все необходимые для этого условия.
На 4 этаже нашего центра расположена Галерея искусств, где сразу после восстановления здания Министерством культуры совместно с Союзом художников Азербайджана была организована выставка “Памяти художника”, посвященная памяти ушедших из жизни азербайджанских художников. Здесь же совсем недавно прошел первый бакинский фотофестиваль, университет “Кавказ” проводил выставку “Турецкие миниатюры” и т.д. Под руководством министра культуры Полада Бюльбюлевича здесь постоянно проводятся крупные мероприятия (конференции, симпозиумы, совещания, коллегии), касающиеся вопросов культуры. Полад Бюльбюлевич помог нам “возродиться”. Без его пристального внимания и огромной заботы все это было бы невозможно. Видя, что любые средства, выделяемые им, используются по назначению, он старается поддержать нас еще больше. Одним словом, нашему зданию позволили иметь вторую жизнь.

 

- С какими трудностями Вы столкнулись, возрождая Музейный центр?
- Начнем с того, что здесь элементарно не было даже нормального света, я уже не говорю о чистоте. Поэтому приходилось и строить, и ломать, и чистить... Был здесь один актовый зал с микрофоном, в прямом смысле привязанном к стойке, и мой кабинет, вмещавший стол без одной ножки и стул — с этого мы и начинали в 1997 г. Сегодня же нам приходится решать проблемы уже другого уровня: аппаратура, которую я приобрела вроде бы недавно, уже не соответствует требованиям дня. Потому что если будут проводиться мероприятия государственного уровня, то необходима аппаратура для синхронного перевода, мультимедийный проектор, новые компьютеры и т.д. Но мы решим и новые проблемы. Теперь, конечно, их гораздо проще и приятнее решать. Раньше во всем присутствовала совковость, затхлость…  Все окна были завешены красным сукном, мы же оформили их легкими занавесками, посадили живые цветы, которые создают особую ауру уюта – постепенно тяжелое оформление было вытеснено. Сейчас наше здание приобретает с каждым днем все новый и новый статус, становится все интереснее и значимее. Насколько мы могли все изменить, можно судить по мероприятиям, которые здесь проводятся. 
Я ничего бы не сделала одна. Все это стало возможным благодаря какому-то высокому позволению, иногда я сама даже удивляюсь, как все это у меня получается...

- Может, у Вас есть волшебная палочка, по взмаху которой претворяются в жизнь все Ваши планы?
- Да, без волшебной палочки здесь, безусловно, не обойтись. Она секретная, моя волшебная палочка...

 

- Она выражается в чьем-то лице, или, быть может, это какой-то особый дар?
- Скажем так, моя волшебная палочка – эта любовь. Все, что я делаю – я люблю, поэтому у меня получается. Вот и весь секрет!
Я – бакинка, очень люблю свои город и горжусь им. Все, что я делаю – это для него и для моей страны. Это не высокие слова. Не обязательно бить себя в грудь и кричать, что мы патриоты. Если каждый будет делать свое дело хорошо – можно жить прекрасно. И я могу это доказать. Пусть каждый вокруг себя приберется, что-то сделает с любовью, и мы будем жить замечательно, нам не нужно будет никуда уезжать, потому что от себя не сбежишь, мы все живем под одним небом, на одной земле. Все зависит от нас самих.

- Музейные работники - это особый мир, особая категория людей. А Ваша команда?
- Они тоже любят то, что делают. Быть музейным сотрудником, я считаю, это призвание.
Я люблю работать с молодежью, мне нравится ее учить. Обязательно требую знание языков и умение работать на компьютере. Вообще, нужно постоянно работать над собой. Работать у нас трудно, но зато интересно. Я бы даже сказала, это не работа, а какое-то внутреннее состояние, служение...

 

- Существует ли какой-то обмен опытом в музейном деле? Вы много ездите?
- К сожалению, мало. В основном мы собираем информацию через Интернет. У меня есть уже информация о музеях России, других стран СНГ.
В Германии я видела, как старое здание было переделано в совершенно новое и приобрело совсем другой вид. К сожалению, у нас этому мастерству не у кого пока поучиться, поэтому до всего приходится доходить самим!
- Поверьте, и это у Вас довольно неплохо получается! В завершение беседы хотелось бы пожелать, чтобы Ваша волшебная палочка исправно служила Вам еще долгие годы и никогда бы Вас не подводила!

Ирина Аббасова

СПРАВКА «СТИЛЯ»
Лиана Везирова, закончив школу в Баку, уехала в Ленинград, где поступила в Ленинградское училище культуры на отделение “оркестровое дирижирование”. Вернувшись в родной город, 18 лет проработала в Доме медработников сначала зав. отделом, затем заместителем директора. В какой-то момент занялась бизнесом, но, поняв, что это не ее, заочно закончила Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры. Работник культуры с большим стажем, специалист по организации и администрированию.